Подростковый алкоголизм и пьянство
Как можно пить за детей и произносить тосты в честь их здоровья, при этом показывая пример приёма алкоголя, который когда-то может привести к пьянству и алкоголизму??? (Из цикла статей - Алкоголизм).
Современный подростковый алкоголизм не сильно изменился за последние 100 лет, изменилось разнообразие спиртных напитков и мотивы приёма. Но сейчас подростки выпивают гораздо чаще, чем 20-30 лет назад. Почему же возраст «пьяниц» так стремительно молодеет, давайте разберёмся. А также определим разницу между двумя понятиями - алкоголизм и пьянство.
В терминологии стоит разделять понятия «алкоголизм» как заболевание, и «пьянство» рассматривать как потребление спиртных напитков, которое может привести к алкоголизму. В некоторых обстоятельствах пьянство приводит к устойчивому алкоголизму (что уже является устойчивой патологической зависимостью от алкоголя).
Алкоголизм представляет собой прогрессирующее заболевание, вызванное употреблением алкоголя и проявляющееся характерными психическими и неврологическими нарушениями, поражением внутренних органов, а также сопровождается нарушением различных социальных функций пьющего.
Таким образом, можно определить понятие алкоголизма как включающий два основных критерия: медицинский и социальный. Медицинский критерий связан с патологическими изменениями в организме, вызванными хронической алкогольной интоксикацией постоянным употреблением алкоголя. Социальный критерий охватывает духовный, материальный и биологический вред, причиняемый употреблением алкоголя, как для самих пьяниц, так и для всего общества (окружения) в целом.
Пьянство пока не является заболеванием (хотя это не снижает его вред для человека). Это ключевое отличие от алкоголизма, несмотря на совпадение социальных критериев обоих явлений. Пьянство представляет собой антиобщественное поведение, связанное с употреблением алкоголя. Можно сказать – что пьянство, это состояние, которое постепенно может перерасти в алкоголизм, который уже определяется как заболевание.
Понимание и постепенное усвоение алкогольных обычаев начинаются задолго до появления у человека потребности в алкоголе и даже до первого знакомства с самим алкоголем, его вкусом и воздействием. Уже маленький ребёнок за праздничным столом ожидает, что ему нальют сладкой воды, «детского вина», и под одобрительный гул гостей он также начинает чокаться со всеми, усваивая внешний ритуал распития спиртных напитков. Эксперименты, проведённые в старших группах детского сада, показывают, что если предложить детям сыграть в «свадьбу» или «день рождения», они с достаточной точностью имитируют атрибуты взрослого застолья, включая чоканье бокалами, тосты и походку (пьяную походку) гостей. Уже на этом этапе формируется представление об алкоголе как о чем-то особенном, неотъемлемом спутнике торжеств и встреч, привлекательном символе взрослой жизни.
К сожалению, но такое формирование детского поведения происходит «самостоятельно», то есть никто на это не обращает внимание.
Школьники, которым родители разрешали употребление спиртных напитков вместе с взрослыми на праздниках, в несколько раз чаще, чем их сверстники, у которых это было запрещено, в последующем употребляли алкоголь в компании друзей. Таким образом, даже случайное введение детей в алкогольные обычаи может стать отправной точкой для их последующего самостоятельного знакомства с алкоголем.
Поводы для первого знакомства с алкоголем весьма разнообразны и обнаруживают характерные изменения в зависимости от возраста. До 11 лет первый опыт с алкоголем происходит случайно или его предлагают «для аппетита», «лечат вином», либо ребёнок сам из любопытства пробует спиртное (что преимущественно свойственно мальчикам). В старших возрастных группах традиционными поводами становятся «праздник», «семейное торжество», «гости» и т.д. С 14-15 лет появляются такие мотивы, как «неудобно отставать от друзей», «друзья уговаривают», «за компанию», «для храбрости» и другие изречения. Все эти группы мотивов первого знакомства с алкоголем характерны для мальчиков, в то время как у девочек преобладают в основном традиционные мотивы.
Как можно пить за детей и произносить тосты в честь их здоровья, при этом показывая пример приёма алкоголя, который когда-то может привести к пьянству и алкоголизму???
Обычно это начинается с «невинного» тоста в честь дня рождения или другого торжества. Несмотря на согласие родителей и проведение этого в кругу семьи, такое приобщение детей к алкоголю несёт опасность. Ведь как только ребёнок касается спиртного, психологический барьер снимается, и подросток чувствует себя вправе пить с друзьями или даже в одиночестве, если такая возможность появится. В народе говорят: «Река начинается с ручейка, а пьянство с рюмочки».
В общем, мотивы употребления алкоголя подростками можно разделить на две группы. Первая группа мотивов основана на желании следовать традициям, испытывать новые ощущения, чувствовать себя взрослыми и т.д. Эти мотивы формируются под воздействием особенностей психики несовершеннолетних, их стремления быть похожими на взрослых и подражать старшим. Некоторые особенности возраста также могут объяснить употребление спиртных напитков «для храбрости». Этот мотив связан с отсутствием опыта и знаний, позволяющих подросткам свободно общаться с окружающими и преодолевать стеснительность, особенно свойственную юности. Таким образом, в нетрезвом состоянии появляется иллюзия смелости, что может перерасти в развязное поведение.
Да, так всё и начинается, около половины детского опыта, связанного со спиртными напитками, образуется как раз в семье. Другая часть получают «уличный опыт», но по факту то нет никакой разницы в будущем, почему человек спился, потерял здоровье и стал «плохим» для общества. Просто задумайтесь…
Теперь можно резюмировать кратко всё выше написанное:
Эффективное предотвращение употребления алкоголя подростками требует комплексного подхода, включающего образование, семейное воздействие, контроль доступа к содержащим алкоголь напиткам, а также оказание поддержки для морального и социального благополучия подростков.
Образование и информирование подростков (тут необходимы максимальные усилия):
Семейное воздействие:
Контроль доступа алкоголя:
Обеспечение досуга (усиление заинтересованности в формировании хобби, спортивных и игровых развлечений):
Работа с образовательными учреждениями:
Душевное здоровье детей:
Поддержка социальной интеграции:
Алкоголь в подростковом возрасте приводит к быстрому ухудшению здоровья, оказывает сильное отрицательно влияет на будущее потомство, снижает общее положительное отношение к жизни.
Просмотров: 275